Autochannel.ru / Утилизация отходов / Утилизация и переработка старых автомобилей или авторециклинг по-русски: от стихийной утилизации к федеральной системе.  
 
 
Поиск по сайту:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

На Тайване больше половины отработавших свое бытовых приборов, велосипедов и мебели стекаются на фабрику в пригороде Тайбэя, передает НТВ. Техника, как правило, ворота фабрики уже не покидает, ее разбирают на ...
ООО «Курганмашзавод-Финанс» планирует в июне 2007 года разместить на ФБ ММВБ дебютный выпуск облигаций на 2 млрд. рублей. Организаторами размещения выступают банк «Петрокоммерц» и «Росбанк».
Во Владивостоке прошли общественные слушания по установке линии по производству стройматериалов на основе переработанного мусора. Проект комплекса жителям одного из микрорайонов города представили специалисты администрации города и ВНИИ "Природа". Создание ...

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

16 марта - День работников жилищно-коммунального хозяйства. День работника жилищно-коммунального хозяйства появился более 350 лет назад. Инициатором создания наказа о городском благочинии стал царь Алексей Михайлович Романов.
5 июня экологи большинства государств нашей планеты отмечают Всемирный день окружающей среды. Этот праздник был установлен 15 декабря 1972 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН дабы «обратить внимание общественности на необходимость сохранять и улучшать окружающую среду». Выбор даты этого праздника обоснован тем, что 5 июня 1972 года впервые в истории человечества была проведена специальная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде.
6 сентября - Международный день борьбы со сжиганием отходов

Утилизация и переработка старых автомобилей или авторециклинг по-русски: от стихийной утилизации к федеральной системе.

Отрасль российского авторециклинга обладает огромным потенциалом. Ежегодно в стране выходит из эксплуатации не менее миллиона автомобилей, а большую часть автопарка составляют машины старше десяти лет. Но, как правило, вместо того, чтобы приносить прибыль, получив вторую жизнь после переработки, автохлам обретает последний приют на свалках, загрязняя вредными веществами окружающую среду. Причина тому—отсутствие разветвленной инфраструктуры для приёма, разборки старых транспортных средств, переработки автолома и автокомпонентов. О том, как её создать и о перспективах российского авторециклинга рассказал кандидат технических наук, начальник исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра ОАО «АВТОВАЗ» Роман Петров.

—Роман Леонидович, в каком состоянии сегодня находится российская система авторециклинга?

В последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных деталей становится всё более актуальной для многих регионов России. Машины и автокомпоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты.

Шины, аккумуляторные батареи, стёкла, металлические и полимерные изделия, отработанное масло и другие эксплуатационные жидкости содержат большое количество вредных для окружающей среды веществ. Несмотря на это,
автовладельцы, не заинтересованные сдавать отслужившие автомобили в утилизацию, обычно их просто вывозят на свалки. Система авторециклинга в России не развита, прежде всего, потому что отсутствует необходимая для её создания нормативно-правовая база.

Практически никакого реального стимула для развития национальной системы авторециклинга не дал и проведенный Правительством РФ в 2010—2011 годах эксперимент с программой утилизации автомобилей. Как показывают аналитические данные Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), утилизация сдаваемых автомобилей проходила без использования индустриальных технологий осушения, демонтажа, шредирования, селективного сбора и переработки отдельных видов материалов. Это привело к безвозвратной потере вторичных материальных ресурсов и причинению вреда окружающей среде.

—Каков коэффициент вторичной переработки легкового автомобиля?

Различают коэффициент рециклинга (повторного использования и вторичной переработки) и коэффициент утилизации автомобиля. Они выражаются в процентах к массе автомобиля. Второй всегда больше, так как в нём учитывается также возможность так называемой энергетической утилизации (сжигания с использованием полученного тепла). Любой серийный автомобиль теоретически имеет коэффициент рециклинга более 75%, так как для
всех металлов существуют технологии переработки. Однако реальный коэффициент вторичной переработки зависит от многих факторов, связанных с развитостью инфраструктуры авторециклинга в конкретной стране.

—Сколько российских автомобилей, официально выведенных из эксплуатации, попадают в утилизацию?

Директивы ЕС требуют для стран еврозоны вести точную статистику по утилизации отслуживших автомобилей, которая официально публикуется. Требований по учёту такой статистики в России пока нет, поэтому точных данных по нашей стране не существует.

—А насколько развита система утилизации и переработки автомобилей и автокомпонентов в промышленно развитых странах? Какие существуют механизмы систем авторециклинга?

Стандартная схема работы системы авторециклинга в странах Европы выглядит следующим образом. Автовладельцы сдают свои автомобили, получая взамен сертификаты об утилизации. Затем машины перевозятся на специальные предприятия, где сливаются все эксплуатационные жидкости, демонтируются все обязательные и экологически опасные компоненты, а также комплектующие, которые можно продать как запчасти или переработать. После этого остатки автомобилей обычно пакетируют для уменьшения объёмов при транспортировке и везут на шредерный завод, где измельчают, очищают и сортируют по группам материалов. Материалы разделяют на черный и цветные металлы, легкие фракции (полимеры, органика, обивка, стекло и др.) Утилизировать легкую фракцию (около 10–15% от массы автомобиля) пока затруднительно, поэтому, как правило, она поступает на свалки. Хотя определенный прогресс в Европе есть—начали применяться экономически рентабельные технологии газификации отходов.

—Насколько прибылен авторециклинг как бизнес? Какие существуют варианты финансирования систем сбора, переработки и утилизации отслуживших транспортных средств?

Некоторые процессы в системе авторециклинга являются прибыльными. Например, переработка черных и цветных металлов, продажа запчастей, пригодных к повторному использованию. Другие же требуют затрат: транспортировка, ручная разборка старых автомобилей. Поэтому в большинстве стран мира, где сформированы цивилизованные системы авторециклинга, они финансируются с помощью разных механизмов. Существует несколько вариантов, которые были реализованы в разных странах. Первый—это обязанность производителей и импортеров автомобилей участвовать в их утилизации. По второму сценарию они могут вносить разовые утилизационные взносы при первых продажах новых машин. Третий вариант: покупатели при приобретении автомобиля платят налог на утилизацию, который перечисляется производителю либо в специальный фонд авторециклинга. В четвёртом варианте налог на авторециклинг платится ежегодно, в дополнение к сборам за владение транспортным средством. В этом случае размер регулярного платежа будет в разы меньше единоразового взноса, предусмотренного в предыдущем варианте. Пятый вариант: за утилизацию платит владелец автомобиля, сдавая отслужившую машину специализированной компании.

—Как создать в регионах РФ цивилизованную систему сбора, транспортировки и переработки отслуживших автомобильных компонентов и выведенных из эксплуатации автомобилей?

Авторециклинг—это комплексная система, в которой участвует множество действующих лиц: владельцы автомобилей, органы законодательной и исполнительной власти, предприятия по демонтажу, утилизаторы, транспортные
компании. Чтобы система была построена и начала нормально функционировать—необходимо сформировать нормативное и законодательное «пространство», которое бы охватило все сферы деятельности и ответственности участников инфраструктуры авторециклинга, а также позволило бы сформировать финансовые механизмы для оплаты утилизации отслуживших автомобилей и способы стимулирования автовладельцев сдавать устаревшие машины в утилизацию.

Нужна федеральная программа авторециклинга, компетентный орган координации и управления этой системой, а также установ- ленные механизмы для её финансирования. Тогда в регионах РФ появится необходимая инфраструктура и наиболее эффективные логистические схемы транспортировки. Просто нужно перейти от бесконечных разговоров на эту тему к конкретным и целенаправленным действиям. К сожалению, в министерствах пока
больше времени тратится на разговоры, а подготовленные проекты документов никак не могут выйти из статуса деклараций и пожеланий.

—А как за рубежом стимулируются предприятия, работающие в сфере авторециклинга (сборщики, переработчики и другие)?

В первую очередь, законы, стандарты, директивы формируют систему и определяют «правила игры» в области авторециклинга. Существуют доходные звенья в цепи предприятий-утилизаторов. Как правило, дотируются те, которые необходимы, но не являются рентабельными. Финансирование осуществляется из централизованного Фонда авторециклинга, который пополняется от целевых взносов и налогов.

—Наблюдается ли сегодня в России нехватка предприятий, которые могут быть заняты в сфере авторециклинга?

Недостаёт как центров приёма отслуживших автомобилей, так и предприятий по их разборке, утилизаторов компонентов и шредерных заводов по измельчению и сортировке.

—Что делается для поддержки таких компаний: чтобы они не уходили с рынка, а наоборот, росли, развивая сферу авторециклинга в нашей стране?

Есть примеры поддержки в Москве, Санкт-Петербурге, на региональном уровне. В некоторых областях были локальные разовые программы по утилизации автохлама. Например, в Тольятти, ещё в 2001 году пытались создать
нормальную долговременную систему с учётом разных компонентов.

Программа действовала полгода. За это время в городских лесах, в зонах свалки, на пустырях было собрано и утилизировано несколько сотен брошенных кузовов. Однако из-за отсутствия финансирования и понимания того, что
нельзя в отдельно взятом городе, регионе построить систему авторециклинга, всё свелось к разовой акции.

На федеральном же уровне не предпринимается практически ничего. Даже реализация постановления Правительства РФ РФ №1194 от 31.12.2009 года по поддержке отечественного автопрома путём стимулирования приобретения новых взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств, никак не повлияла на утилизаторов.

В Минпромторге разрабатывается уже третий вариант проекта «Концепции создания в Российской Федерации системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств». Он всё ещё очень сырой, и пока не может стать основой для системы авторециклинга в стране. Сейчас рассматриваются замечания и комментарии от рабочих групп министерств и ведомств на новый проект концепции. Но, к сожалению, при подготовке этого документа не учитывается ни международный опыт, ни результаты эксперимента по утилизации отслуживших автомобилей.

—Какой зарубежный опыт по авторециклингу может быть использован в нашей стране?

На мой взгляд, нидерландский опыт является наиболее подходящим при организации цивилизованной системы авторециклинга в России. Нидерландам удалось решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей.

Средний коэффициент вторичной переработки автомобилей в этой стране 86%—самый высокий в мире. При этом финансирование системы с каждым годом требует всё меньше дополнительных ресурсов. Её успешному
формированию способствовало несколько факторов. Во-первых, сдавая отслуживший автомобиль, его хозяин не платит компании, занимающейся авторециклингом. Налогом на утилизацию облагаются автопроизводители, которые
вносят его в момент продажи авто. Во-вторых, в стране организована успешная и эффективная система мониторинга отслуживших автомобилей. Кроме того, при снятии с регистрации транспортных средств в обязательном
порядке требуется сертификат об утилизации, либо сертификат об экспорте. Владелец машины не освобождается от уплаты налога на автомобиль, пока не предоставит один из данных документов. Таким образом, у хозяина авто нет никаких стимулов избежать передачи своего транспортного средства в утилизацию. Для управления и контролем за системой авторециклинга в Нидерландах создана специальная организация—Auto Recycling Nederland (ARN). Она обеспечивает финансирование всех затратных операций при сборе и утилизации. Уверен, что в нашей стране давно назрела необходимость появления подобной системы.

—Цивилизованной системы авторециклинга в РФ нет. Однако есть предприятия, которые занимаются сбором отработанных автоаккумуляторов, шин, автокатализаторов, кузовов и т.п. Существуют и компании, занимающиеся переработкой автолома и отдельных автокомпонентов. Может ли на их основе со временем сложиться система российского авторециклинга?

Конечно, стихийно определенные элементы авторециклинга происходят—те, которые наиболее экономически выгодны. Но в отсутствии системы всё это приводит к сильным загрязнениям окружающей среды, что хорошо показали аналитические исследования, проведенные в Центральном научно-исследо- вательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). В Москве или Петербурге предпринимается чуть больше мер по поддержке авторециклинга ввиду большей остроты проблемы и количества автомобилей, внимания местных властей, наличия шредерных заводов. Но пока никто не охватывает инфраструктуру по стране, а в первую очередь, это должен
делать Минпромторг! Поэтому, к сожалению, приходится констатировать: в настоящее время в России утилизация отслуживших автомобилей происходит стихийно, никакой системы авторециклинга в стране нет.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ В РАЗДЕЛЕ "УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ"

21/05/2014  
Мусороперерабатывающий завод без привлечения средств инвесторов планируют построить курские власти в ближайшие два года. Решение мэрии сегодня, 20 мая, на очередном заседании поддержали депутаты курского городского собрания.– Наш действующий полигон ...
19/05/2014  
Прилетели в Мюнхен 5 мая. У нас приколоты ГЕОРГИЕВСКИЕ ЛЕНТЫ.Заселились в отель RAMADA. Отель дорогой - 4000 евро за двух-местный и одно-местный номера. Цены жесть. Отель 4 звезды, но ближе ...
26/04/2014  
За технологией пришлось ехать в США, а тестировать продукцию в Сколково.Новые технологии позволяют строить из строительных и отсортированных бытовых отходов, точнее делать из них бетонные изделия. Владивосток пока единственный город ...
25/04/2014  
Ее предложила саратовскому губернатору Валерию Радаеву австрийская компания, имя которой не называется. После переработки утилизируется 98% отходов.Эта информация прозвучала сегодня в ходе отчета Валерия Радаева перед областной думой. Глава региона ...
25/04/2014  
Среди молодых людей, которые принесли до 20.04. 2014 в специально организованные пункты на так называемых экологических островках собранный дифференцировано бытовой мусор, будут разыграны билеты на матч Napoli-Верона, запланированный на 18 ...
25/04/2014  
Калининградские ученые планируют наладить выпуск новых строительных материалов из сороотвалов, оставшихся после работы ЦБЗ, а также нефтепродуктов. Об этом сообщили представители пресс-центра Калининградского государственного технического университета.В материалах сообщения уточняется, что ...
19/04/2014  
29-летняя предпринимательница из Казани Элина Мухаметгалиева по собственной инициативе реализует городской проект по раздельному сбору отходов. Свою акцию она назвала «Сдай макулатуру, сохрани дерево!»На свои деньги девушка закупила 10 контейнеров ...
19/04/2014  
Международное сотрудничество в рамках партпроекта «Экология России» обсуждалось в Государственной Думе Встреча с представителями бизнеса Японии прошла во вторник, 15 апреля, в Госдуме. Глава департамента по работе с Россией и ...
19/04/2014  
В Бразилии открылись две фабрики по производству биодизеля из рыбных отходов. Это топливо, в свою очередь, можно использовать для нужд рыбопереработки.Фабрики расположены в городах Жагуарибара и Морада-Нова. Новые предприятия смогут ...
19/04/2014  
В настоящий момент «Эко-система» (наиболее крупные акционеры — экс-сенатор Валентин Завадников и Фонд прямых инвестиций Рубена Варданяна) работает в семи российских регионах и реализует проекты строительства заводов по переработке отходов ...
18/04/2014  
С 17 по 19 сентября 2014 г. в городе Алматы, в КЦДС «Атакент» пройдет 10-я Юбилейная Центрально-Азиатская международная выставка-форум по природоохранным технологиям, управлению отходами, промышленной водоочистке и «зеленым» инновациям - ...
18/04/2014  
Активисты уберут самые грязные территории в микрорайоне Кречевицы. Также жители микрорайона смогут сдать вторсырьё: макулатуру, алюминиевые банки, стеклотару, пластиковые бутылки, металл, отработанные батарейки. Вырученные деньги будут направлены на строительство храма.—Уборка ...
17/04/2014  
Полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в Долгопрудном, работавший с нарушением природоохранного законодательства, планируют закрыть, сообщает пресс-служба Минэкологии Московской области во вторник. "Полигон ТБО "Долгопрудный" в г.о. Долгопрудный будет готовиться к ...
16/04/2014  
Как отмечают петербургские чиновники, из всего городского мусора на переработку сегодня отправляется примерно 1/5 часть. Основной объем содержимого контейнеров отправляется на специально отведенные территории для захоронения. Подобная тактика приводит к ...
14/04/2014  
В Минприроды России создана рабочая группа по научно-методическому обеспечению ведения федерального классификационного каталога отходов (ФККО).Соответствующее распоряжение подписал Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.Цель создания Рабочей группы – разработка ...
13/04/2014  
В 2013 году примечательным экологическим событием для города стало появление во дворах специальных контейнеров для раздельного сбора отходов. Так первый бак «для макулатуры» был установлен ООО "ПВС" (переработка вторичного сырья) ...
06/04/2014  
Напомним, комплекс, предназначенный для разделения твёрдых бытовых отходов на базе новгородского «Спецавтохозяйства» («САХ») был открыт в 2006 году. Его мощности хватало, чтобы перерабатывать весь мусор, поступающий из областного центра.Но в ...
06/04/2014  
В первой фазе проекта будет инвестировано 200 млн евроДеревообрабатывающий завод "Кроношпан" /Kronospan/, который будет построен в Уфе, утилизирует до 2,5 млн кубометров отходов леса в год. Об этом рассказал министр ...
06/04/2014  
Об этом заявил председатель объединения переработчиков пластмасс России Всеволод Абрамов, он отметил, что на данный момент в России подвергается переработке не более 7% от общего объема полимерных отходов. Он также ...
02/04/2014  
Рост производства в 2013 году обеспечили новые мощности — всего пять бумагоделательных машин, по данным «Бумпрома». В результате сейчас в структуре производства лидируют целлюлозные сорта — 47% от всего объема ...
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » ... 84

КАТАЛОГ УСЛУГ И ТЕХНИКИ


ОБЪЯВЛЕНИЯ

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

СТАТИСТИКА

Rambler's Top100