Autochannel.ru / Экология / Подогреть, посолить, подсластить. Как в мире борются с гололедом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
16 марта - День работников жилищно-коммунального хозяйства.
День работника жилищно-коммунального хозяйства появился более 350 лет назад. Инициатором создания наказа о городском благочинии стал царь Алексей Михайлович Романов.
5 июня экологи большинства государств нашей планеты отмечают
Всемирный день окружающей среды. Этот праздник был установлен 15 декабря 1972 года
по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН дабы «обратить внимание общественности на
необходимость сохранять и улучшать окружающую среду».
Выбор даты этого праздника обоснован тем, что 5 июня 1972 года
впервые в истории человечества была проведена специальная Конференция
Организации Объединенных Наций по окружающей среде.
6 сентября - Международный день борьбы со сжиганием отходов
|
Подогреть, посолить, подсластить. Как в мире борются с гололедомУлицы и дороги Москвы превратились в настоящий каток из-за резкого потепления и высокой влажности воздуха. Еще вчера вечером коммунальные службы столицы бросили на борьбу с образовавшейся из-за резкого потепления гололедицей около 5 тыс. единиц снегоуборочной техники. Тротуары посыпают мелким щебнем, дороги обрабатывают реагентами. Похоже, возникшие недавно споры о пользе и вреде противогололедных химикатов на некоторое время стихли. Очень скользко.
Реакция на реагенты Главные претензии к реагентам на прошлой неделе озвучил замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. "Используемые в Москве и Санкт-Петербурге дорожные реагенты уничтожают не только дорожное покрытие и лакокрасочное покрытие автомобилей. Самое плохое, что до сих пор нет никакого анализа результатов воздействия реагентов на легкие людей. В настоящее время зафиксированы серьезные проблемы с гуляющими вдоль дорог домашними животными, в том числе у собак зафиксированы ожоги дыхательных путей от воздействия реагентов", - сказал Митволь. Это заявление прозвучало после того, как энергетики Санкт-Петербурга обвинили дорожные службы в том, что распыление дорожных реагентов вызвало нештатную ситуацию на электроподстанции "Южная" в Северной столице, в результате чего в городе произошел ряд отключений электричества и более 30 тыс. местных жителей стали получать электроэнергию по резервной схеме. Другие жертвы реагентов - автомобилисты, которые жалуются на сумасшедшие траты на мойку машины и закупку жидкости для стекол, обычные горожане, у которых химия "разъедает" обувь и заболевшие домашние питомцы. В минувшие новогодние каникулы многие автолюбители убедились в пагубном влиянии реагентов на своих железных коней. Обильные снегопады серьезно ударили по карману столичных автовладельцев - деньги, которые москвичи оставляют на автомойках, догоняют затраты на бензин, сообщают "Вести". Дело в том, что противогололедные реагенты образуют на дорогах месиво, грязь вылетает из-под колес впереди идущих на лобовые стекла следующих и отмыть ее с ветровых стекол не так легко, сообщают "Вести Москва". По словам водителей, если ездить часа 4-5 в день, то нужно 5 литров омывателя стекол в день. Да и вся машина становится грязной за считанные минуты, и автомобиль приходится мыть каждый день, чтобы химия не "съела" его покрытие. Кстати, по словам работников автомойки, на то, чтобы отмыть реагенты, времени уходит больше обычного. Кроме того, дорожная химия разрушает не только обувь, но и зимнюю резину. В чем соль Противогололедные реагенты представляют собой твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью. В 60-х годах основным противогололедным реагентом в Москве была песко-соляная смесь, состоящая из 92% песка и 8% технической соли. Однако весной скопившийся на дорогах песок забивал водостоки, он оставался на дорогах и тротуарах и загрязнял газоны. С 1995 года в качестве противогололедного реагента использовали техническую соль (NaCI). Одно из главных преимуществ технической соли - то, что она моментально плавит лед, образуя снежную кашу. Кроме того, техническая соль не замерзает при температуре до -16°С и действует постоянно. В то же время она разъедает кузова и колеса автомобилей, обувь прохожих; пары солей натрия разъедают вставки электропроводов. Из-за засоления почв стали погибать зеленые насаждения. Начиная с зимы 2001-2002 годов власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных противогололедных реагентов. Стали применяться твердые "Биомаг" и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и "Нордекс". Несмотря на экологическую безопасность и эффективность этих средств, они обнаружили свойство создавать "масляную" пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз. Начиная с зимы 2005-2006 годов московские власти отказались от применения хлористого магния ("Биомаг") из-за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах. Сейчас в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется жидкий реагент - 28%-ный раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30-40% ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35°С). Лабораторные исследования показали, что ХКМ не только расплавляет лед, но и улучшают состояние почвы (кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли, и таким образом даже удобряет ее). Одним из главных минусов хлористого кальция модифицированного является короткий срок действия (3 часа), из-за чего дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Кроме того, после обработки дорожной наледи коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, и дороги оставались сухими, ХКМ, наоборот, притягивает влагу. Если же на дорожном полотне есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности. Кроме того, по мнению экспертов, хлористый кальций небезопасен для животных, вызывает аллергию у людей, разъедает металл автомобилей, агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов и даже меняет цвет обуви. В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий "ЭСБГ" (соли кальция и магния с добавлением биофильных элементов) и твердый - "Биодор" (реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие). Эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения. Для тротуаров и пешеходных дорожек столицы используется мраморная или гранитная крошка. Она не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. Но при этом за несколько лет крошка скапливается, сносится ветром и откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. А более мягкая гранитная крошка, стираясь в пыль, превращается в грязь. Посолить и приправить Во некоторых странах Северной Европы, где использование солей в борьбе с гололедом ограничено, мраморная и гранитная крошка в особом почете. Например, в Финляндии ее весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова, сообщает газета "Чебоксарская жизнь". Норвегия пошла другим путем - там тротуары "подогреваются". В этой стране теплокоммуникации прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому ни снег, ни лед на них не задерживается, а тает. Кроме того, норвежские ученые после многочисленных экспериментов пришли к выводу: для того, чтобы на дороге дольше не появлялся лед, ее надо поливать горячей водой с песком. Как сообщает портал "Автообзор", технология проста: песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем раскидывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтопляет лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу. В некоторых других странах Европы сами дороги обладают антигололедным эффектом - в асфальт добавляется особый компонент, который предотвращает образование гололеда и облегчает чистку дорог, пишет "Новый Портал". В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают фрикционными материалами - смесью песка и мелкого щебня. При помощи химикатов с гололедом борются в Германии – там используют магний, в США - хлористый кальций, сообщает "Фонтанка". Впрочем, этой зимой власти городка Энкени в американском штате Айова решили применить на дорогах чесночную приправу. Как пишет портал auto.newsru.com, в Энкени на протяжении нескольких дней шел сильный снегопад, и запасы реагентов быстро подошли к концу. Тогда в местную управу поступил звонок от руководителей компании-производителя сухих приправ "Тонс". Дело в том, что на складах фирмы образовался резерв просроченной чесночной соли, и вместо того, чтобы уничтожить товар, владельцы компании предложили пустить его в дело - совершенно безвозмездно. Как оказалось, чесночная приправа спасает от гололеда не хуже других средств. Для борьбы с гололедом в США идут даже отходы ликеро-водочного производства, сообщает портал "Состав.Ру". Оказалось, что сахаристая субстанция, остающаяся после изготовления спиртного, значительно усиливает действие соли, которой коммунальные службы посыпают заледеневшие дороги. Если опрыскать соль сиропом, то она крепче прилипает к дорожной поверхности и до конца расходует свой потенциал. Изобретение было сделано в Венгрии. Один химик обратил внимание на пруд возле завода по выпуску водки: водоем, куда сбрасывали "ненужные остатки", зимой не замерзал. Тогда-то химика и осенило: чтобы сделать лед более податливым, его нужно не только посолить, но и "подпоить" сиропом. Американская компания-производитель противогололедной ликеро-водочной соли подчеркивает, что их продукт настолько экологически чист, что его можно употреблять в пищу. К тому же для обработки зимних дорог ее требуется гораздо меньше, чем простой каменной соли. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что ее чудодейственные средства сильно преувеличены. Другие жалуются, что после применения этого средства на улицах воцаряется сильный запах патоки. А в Ярославской области два года назад придумали бороться со льдом "минералкой". Дорожные службы города Пошехонска решили использовать вместо соли и песка минеральную воду, поднятую из скважины с большой глубины. Проведенный анализ показал, что в ее составе - практически все полезные для здоровья элементы, но в высокой концентрации, поэтому пить эту воду нельзя. Как сообщает "Пятый канал", работать с "минералкой" и быстрее, и дешевле. К тому же от минеральной воды и машины не ржавеют, и обувь не портится. Конечно, помимо "химических" способов борьбы с гололедом, существуют надежные "дедовские" инструменты - лопата и лом. В крайнем случае, деревянные колья и метлы - там, где "ударно-режущий инструмент" использовать запрещено. ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ В РАЗДЕЛЕ "ЭКОЛОГИЯ"
|
КАТАЛОГ УСЛУГ И ТЕХНИКИОБЪЯВЛЕНИЯМОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯСТАТИСТИКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||